Имение в Прилуках известно с XVII в. и в разные времена принадлежало Стешкевичам, Огинским, Ивановским, Вишневецким. Достоверных источников о нем нет, монастырь овеян легендами. Усадьба сохранилась частично, в 1959 году по проекту архитектора Е.Тюкова восстановлен дворец, в 1993 - 1995 гг. жилой флигель, спиртзавод, пивзавод. Неоготический дворец - главная архитектурная и историческая доминанта Прилукской усадьбы. Представляет двухэтажное здание с низким цокольным этажом, сводчатыми перекрытиями с двуъярусными шестигранными декоративными башнями. Парадный фасад выделен широким ризолитом.
Оформление дворца было сравнительно скромным, выделялся красивый паркет, в парадных комнатах было много лепнины, салон украшал гарнитур в стиле Людовика XV, картины и портреты, имелась богатейшая библиотека в несколько тысяч томов, в основном на французском, немецком и английском языках
Прилукская усадьба считалась одной из наиболее красивых на Минщине и была своеобразным культурным центром, где собирались лучшие представители интеллигенции края: Чеслав Монюшко с сыном Станиславом, Михал Клеофас Огинский и художник Наполеон Орда. Во все времена Прилуки являлись местом сбора белорусской элиты.
В 1635 году по протекции киевского митрополита Петра Могилы тут был основан мужской православный монастырь (двухэтажное каменное здание, называемое «каменным домом», но больше похожее на замок), который просуществовал более ста лет.
В 1740 году по неким загадочным обстоятельствам замок разрушился, а на его месте вырос дворец – центр вотчины князей Огинских. Из последующих владельцев Прилук стоит упомянуть агронома Оттона Горварда. Именно при нем в пятидесятые годы XIX века замок приобрел декоративное убранство, которым можно любоваться до сих пор. Что же касается парка, созданного на основе террасной композиции, то для Беларуси это редкость. Такие парки были распространены в Италии в эпоху барокко, где сам характер местности способствовал постройке террас, гротов, пандусов и лестниц. У основания таких парков обязательно устраивался водоем и возводились экзотические мельницы. Когда-то в Прилуках была водяная мельница, был и пруд с лебедями, и мраморная лестница. В саду имелся розарий с оранжереей. Встречаются вековые липы и клены, серебристые итальянские тополя. По площади парк невелик. . От въездной брамы к дворцу ведет липовая аллея, от старой посадки сохранилось 6 лип.
Пожалуй самой важной личностью в истории Прилук был граф Эмерик Гуттен-Чапский, купивший в 1871 году сильно пострадавшую от пожара усадьбу и обновивший ее. Впоследствии он передал усадьбу младшему сыну Ежи (1861 - 1930), предводителю губернского дворянства и главе обществ сельского хозяйства и Красного Креста.
Имение его быстро привели в порядок, украсив террасами с мраморными ступенями и парапетами, купальнями и водяной мельницей, розами и сиренями под окнами. И мебель соответствующую подобрали: гарнитур и часы в стиле Людовика ХV, шкафы и сундуки гданьской работы, картины кисти Матейко, Вейсенхофа, Корсака. А чтобы и потомки смогли лицезреть прекрасный результат, попросили талантливого современника Наполеона Орду запечатлеть усадьбу. Благодаря чему мы также можем представить романтическую старину. Собственно, пейзажи Орды вкупе с уцелевшими чертежами помогли восстановить разрушенное дворянское гнездо Чапских.
Дворец превратили в руины в конце Великой Отечественной войны. И, возможно, снесли бы бренные останки стен окончательно, не проникнись магическим очарованием имения приехавшая в Прилуки руководить Минской опытной станцией по борьбе с колорадским жуком, раком картофеля и нематодами Всесоюзного института защиты растений Циля Гандельман. Она-то и задумала восстановить прекрасное имение. И добилась своего.
Стараниями ученых усадьбе и вернули былой облик.
Сразу за озером перед глазами предстает картина, как минимум, позапрошлого века — три красивых здания как бы воскресли из тех времен и дружно выстроились в ряд: бывшие спиртзавод, пивзавод и флигель. По обе стороны дороги располагаются чаши высохших прудов. В этой же стороне сохранились бывшие хозяйственные постройки, украшенные, как и дворец, в готическом стиле. Из других бывших панских хозпостроек не пустует только конюшня — сейчас в ней Дом народного творчества, где представлена выставка художественной вышивки.
Другое свое имение Станьково Эмерик Гуттен-Чапский завещал сыну Яну Каролю Александру фон Гуттен-Чапскому, который возглавлял городскую управу г. Минска с 1890г. по 1901г. На посту главного управляющего города Минска он провёл целых 11 лет. Это был период самых инициативных реформ хозяйства и культуры города за всю историю. Таких темпов развития город никогда не видел ни до него, ни долгий период после него. Гуттен-Чапский приложил все усилия, чтобы придать будущей столице европейский вид, красоту, порядок и солидность. Можно смело сказать, что при нём, за одно десятилетие, Минск, из провинциального губернского городка, стал настоящим европейским городом.
Кстати фамильным гербом Чапских является герб «Лелива», на котором начертан гордый девиз: "Vitam patriae honorem nemini", что в переводе с латыни означает: "Жизнь Отчизне, честь никому". Кароль Гуттен-Чапский, следуя этому родовому девизу, отдал жизнь служению городу Минску.
Какие события и проекты в области культуры и искусства Мир будет ассоциировать со словом Беларусь? Будут ли наши дети гордиться, смогут ли своими словами рассказать друзьям, чем именно примечательна эта земля, кому и почему сюда стоит приехать и когда это сделать лучше всего? Как скоро в Беларуси появятся туристические объекты, способные поднять въездной туризм на более высокий уровень? Это зависит от нас всех. Ведь для того, чтобы строить будущее, очень важно не забывать собственную историю.


Комментариев нет:
Отправить комментарий